Зачем менять тормозную жидкость, если тормоза в порядке?

  • Что это
  • Типы
  • Какую жидкость заливать
  • Как часто менять

Эксперт в этом материале: Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ

Тормозная жидкость — это специальная жидкость, предназначенная для заполнения гидравлической тормозной системы автомобиля и обеспечивающая её работоспособность при любых условиях эксплуатации.

Как и все другие жидкости, к примеру, вода, она обладает важнейшим свойством — несжимаемостью. Специально разработанный химический состав позволяет тормозной жидкости не закипать при сильном нагреве и не замерзать на морозе.

Главное для этой жидкости — всегда оставаться жидкостью.

На всех современных легковушках тормозная система гидравлического, то есть жидкостного типа устроена одинаково. Именно тормозная жидкость передаёт усилие от ноги водителя на исполнительные тормозные механизмы. В этом кроется вся хитрость.

Как работает тормозная жидкость

В упрощённом виде принцип работы гидравлической тормозной системы выглядит так. Нажимая на педаль тормоза, водитель приводит в действие поршень главного тормозного цилиндра. Поршень давит на тормозную жидкость, которой заполнены контуры тормозной системы.

Благодаря несжимаемости, жидкость приводит в действие исполнительные тормозные механизмы: поршни выдвигаются из суппортов и надавливают на тормозные колодки, а те — прижимаются к тормозным дискам или барабанам. Трение между колодками и дисками замедляет машину.

Как только водитель отпускает педаль, давление в тормозной системе пропадает — колодки перестают соприкасаться с дисками или барабанами.

Какими свойствами обладает тормозная жидкость

Главное свойство тормозной жидкости мы уже упомянули: она не должна замерзать на морозе и закипать при нагреве как минимум в пару сотен градусов.

В теории в тормозную систему можно залить, к примеру, обычную воду, спирт или, скажем, ртуть – сжиматься при нажатии на педаль тормоза они не будут и точно так же смогут передавать усилие на исполнительные тормозные механизмы.

Но насколько уместна замена специальной тормозной жидкости на иную?

При торможении исполнительные тормозные механизмы чрезвычайно сильно нагреваются, а вместе с ними греется и тормозная жидкость. Если жидкость начнёт кипеть, то она утратит свойство несжимаемости и не сможет передавать необходимое для замедления тормозное усилие. «Педаль стала ватной» — вот наиболее точное описание этой проблемы.

Изменятся свойства неправильной жидкости и на морозе — она может замёрзнуть и превратиться в лёд. В этом случае передавать усилие она также не сможет. Специальная тормозная жидкость полностью замерзает при минус 60–75 градусах или ниже.

Предъявляются к тормозной жидкости и требования иного плана. Она должна смазывать компоненты тормозной системы, не разъедать трубки, шланги, резиновые уплотнители. Словом, это сложный химический «коктейль» со множеством присадок.

Куда доливать тормозную жидкость

Гидравлическая тормозная система может работать при единственном условии — когда жидкость полностью заполняет её контуры. При появлении в системе воздушных пузырьков педаль при торможении может провалиться.

По мере износа тормозных колодок и дисков поршни в суппортах выдвигаются всё дальше и дальше, а значит, системе требуется всё больший объём жидкости.

Эта жидкость добавляется автоматически — она поступает из специального расширительного бачка, который есть на любой машине.

Бачок с тормозной жидкостью обычно располагается под капотом в легкодоступном месте. Искать его нужно с водительской стороны. На крышке бачка или его корпусе изображён значок в виде восьмиугольника, внутри которого находится схематическое изображение колеса и двух колодок.

Зачем менять тормозную жидкость, если тормоза в порядке?

 Shutterstock

Понять, что перед вами именно бачок для тормозной жидкости, можно по ещё одному признаку — к его крышке подходят провода. В бачке находится датчик низкого уровня жидкости: когда уровень падает ниже критической отметки, система активирует контрольную лампу на приборной панели.

Типы тормозной жидкости

Тормозная жидкость за время своего существования претерпела массу изменений. Важно понимать, жидкость какого типа подходит вашему авто.

Масляно-спиртовые

Первыми в автомобилях начали применяться масляно-спиртовые тормозные жидкости. Они преимущественно состоят из смеси касторового масла и бутилового спирта и в современных машинах уже не применяются. Такие жидкости иногда требуются владельцам автораритетов.

Масляно-спиртовые жидкости лояльны к старым тормозным системам — они не разъедают шланги и уплотнительные манжеты, изготовленные из обычной резины. Минус в том, что такие жидкости не переносят высоких температур и рано закипают, а на морозе становятся вязкими. Применение этих составов на современных дисковых тормозах практически невозможно.

Масляно-спиртовые составы не впитывают влагу и не портятся десятилетиями. При попадании на краску, они её не разъедают. Попадание такой жидкости на кожу также не наносит серьёзного вреда.

Гликолевые

Гликолевые тормозные жидкости создаются на базе полиэтиленгликолей и полиэфиров борной кислоты. Они — чистый яд. Попадая на лакокрасочное покрытие, такие жидкости буквально впитываются внутрь краски.

Они настолько агрессивны, что все уплотнители для тормозной системы приходится изготавливать из специальной химически стойкой резины. Зато гликолевые жидкости кипят при температуре за 250, но лишь когда новые.

Одно из отрицательных их свойств — гигроскопичность, то есть способность впитывать из воздуха влагу. Со временем гликолевая жидкость разбавляется водой настолько, что температура её кипения опускается до 140–150 градусов.

А происходит это довольно скоро — буквально за пару-тройку лет, вне зависимости от того, как часто и много вы пользовались автомобилем.

Влага в тормозной жидкости не просто ухудшает торможение, она начинает разъедать тормозную систему изнутри, вызывая коррозию.

Если гликолевая тормозная жидкость попала на кожу, нужно немедленно промыть загрязнённый участок струёй воды, а затем водой с мылом. При попадании жидкости в глаза нужно промывать их большим количеством воды в течение как минимум 15 минут, удерживая веки в открытом состоянии, а затем обратиться к врачу для оказания дополнительной помощи.

Силиконовые

Есть и ещё один вид тормозной жидкости — силиконовые. Эти жидкости производятся на основе кремнийорганических соединений. Их можно назвать самыми совершенными. Температура кипения силиконовой жидкости — более 350 градусов. Влагу такая жидкость извне не впитывает.

Даже при минус 100 градусах по Цельсию свойства этой жидкости почти не меняются. Но есть большой недостаток — она почти не смазывает компоненты тормозной системы и не может применяться в машинах с ABS.

Иными словами, не подходит для большинства представленных на современном рынке авто.

Какую тормозную жидкость предпочесть

Подобрать тормозную жидкость не сложнее, чем моторное масло или антифриз. Главное — не смешивать между собой жидкости разного типа. Пренебрежительное отношение к этому совету может приводить к повреждению компонентов тормозной системы и появлению течей.

Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

«Сегодня тормозная жидкость подведена под единые стандарты. Прежде всего надо смотреть спецификацию вашего автомобиля — там всё прописано. Даже не важно, какой производитель. Спецификация означает определённые свойства жидкости.

Второй момент: чем выше температура кипения жидкости, тем лучше. Нужно смотреть на эти параметры. А по составу жидкости одной и той же спецификации плюс-минус одинаковые.

Если вы не знаете, жидкость какой спецификации нужна вашему автомобилю (хотя в Интернете найти такую информацию легко), смотрите на температуру кипения. Чем выше — тем лучше».

Современные тормозные жидкости принято классифицировать по международному стандарту DOT. Именно эта маркировка указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и нередко наносится на расширительный бачок.

Производитель может быть любым, но на маркировку DOT обратить внимание вы обязаны, ведь это — принадлежность жидкости к тому или иному стандарту.

За аббревиатурой DOT (Department of Transport) идёт цифра, обозначающая класс жидкости.

DOT 3

К классу DOT 3 относят простейшие гликолевые жидкости. Они закипают не ранее чем на 205 градусах, будучи новыми. При впитывании влаги эта характеристика может падать до плюс 140. Недостаток жидкостей DOT 3 заключается в том, что они не очень хорошо подходят для машин с ABS.

Зачем менять тормозную жидкость, если тормоза в порядке?

 Shutterstock

DOT 4, DOT 5.1

Эти стандарты говорят, что перед вами более продвинутые гликолевые составы со специальными присадками. Именно жидкости DOT 4 заливаются в тормозные системы большинства современных машин. Жидкости DOT 4 закипают при 230/155 градусах по Цельсию, а DOT 5.1 — при 260/180. DOT 5.1 предназначены преимущественно для спортивного применения.

DOT 5

Жидкости DOT 5 создаются на базе силиконов. Это дорогостоящие составы, пригодные для применения в специально спроектированных под них тормозных системах — редких и дорогих спорткарах. Спутать их с DOT 5.1 просто, хотя они принципиально иные. Во избежание путаницы на упаковке даётся расшифровка: SBBF — означает жидкость на базе силикона, NSBBF — жидкость, в которой силикона нет.

Как часто менять тормозную жидкость

Главным показанием к замене тормозной жидкости гликолевого типа является её возраст. Однако в ряде случаев озаботиться заменой стоит даже до обозначенных двух–трёх лет. Тормозную жидкость полностью меняют, если:

  • производятся любые действия с тормозной системой, требующие последующей прокачки (замена трубок, шлангов, тормозных цилиндров);
  • при явном ухудшении эффективности тормозов;
  • при обнаружении сильного загрязнения жидкости в расширительном бачке.

Понять, что тормозная жидкость уже состарилась, можно по её цвету. Будучи новой, она имеет слегка желтоватый оттенок. В процессе старения тормозная жидкость становится всё более жёлтой и визуально начинает напоминать моторное масло, затем превращается в коричневую или даже чёрную жижу.

Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

«Главное с тормозной жидкостью — это вовремя её менять. Штука это гигроскопичная, она впитывает в себя воду, и температура закипания начинает понижаться. Это опасно.

Хотя бы раз в четыре года жидкость нужно менять. Стоит она недорого и операция несложная. Когда в тормозной жидкости растворяется вода, она становится коррозионно-опасной.

Прежде всего страдают рабочие и тормозные цилиндры и главный тормозной цилиндр».

Проверить тормозную жидкость можно с помощью специальных тестеров — буквально за одну минуту. Достаточно опустить в расширительный бачок тест-полоску или щупы электронного устройства и оценить результаты замеров.

Стоимость замены тормозной жидкости

Поскольку почти во всех современных автомобилях в роли тормозной жидкости используются составы на базе гликолей, они требуют довольно частой замены — примерно раз в два–три года. Но волноваться не нужно: операция стоит вменяемых денег, равно как и сама тормозная жидкость.

Произвести замену тормозной жидкости можно в любом автосервисе или самостоятельно. Профессионалы возьмут за работу в районе одной тысячи рублей, ещё от 300 до 1 000 рублей придётся отдать за саму тормозную жидкость. Её понадобится не больше литра. Правда в случае непредвиденных проблем, к примеру, поломки штуцеров или обнаружении течи, расходы могут существенно вырасти.

Куда уходит тормозная жидкость

Утечки тормозной жидкости — самое страшное явление, которое оставлять без внимания категорически нельзя. Когда на приборной панели вашего авто загорается и не гаснет пиктограмма стояночного тормоза в сочетании со STOP, нужно срочно остановиться и проверить уровень тормозной жидкости.

При отсутствии утечек в тормозной системе уровень жидкости не просто не снижается, а порой даже растёт (из-за того, что жидкость впитывает влагу).

Опускаться ниже минимального уровня жидкость может лишь в двух случаях: при негерметичности и при чрезмерном износе тормозных колодок/дисков.

Течь тормозная жидкость может как через прохудившиеся тормозные трубки и шланги, так и через манжеты тормозных цилиндров.

Первое, что нужно сделать при снижении уровня в бачке, — долить жидкость и лишь потом начинать искать возможные проблемы. Это позволит избежать завоздушивания контуров.

Насторожить водителя должен и характерный запах: тормозная жидкость слегка отдаёт уксусом и рыбными блюдами. При утечке этот аромат можно почувствовать.

Почему необходимо менять тормозную жидкость — DRIVE2

Зачем менять тормозную жидкость, если тормоза в порядке?

Температура кипения — один из основных показателей качества тормозной жидкости. Teмпepaтypa, пpи кoтopoй пpиxoдитcя paбoтaть тopмoзнoй жидкocти мoжeт кoлeбaтьcя oт – 40°C, нaпpимep, нa cильнoм мopoзe и дo + 220°C, вo вpeмя интeнcивнoгo пoльзoвaния тopмoзaми.

При торможении автомобиля выделяется много тепловой энергии, которая может стать причиной закипания жидкости.

Читайте также:  Ортофорсфорная кислота: преобразователи ржавчины на ее основе

При этом, уже при температурах, близких к температуре кипения, в тормозных жидкостях возможно образование паровой фазы, а, следовательно, и паровых пробок в гидроприводе. В отличие от жидкости пар сжимаем (свойство газов).

В этом случае, при нажатии на педаль тормоза происходит сжатие паровой фазы, и усилие не передается к исполнительным механизмам тормозной системы, педаль тормоза «проваливается».

Тормозная жидкость гигроскопична — а это значит, что она интенсивно впитывает в себя воду из атмосферы.Таким образом, за 2-3 года эксплуатации автомобиля в системе накапливается от 2 до 5% воды. Пpи этoм тeмпepaтypa eё кипeния cнижaeтcя нa 30° – 40°C. Падение температуры кипения до температуры порядка 130°С является критичным и жидкость подлежит замене.

Kpoмe oпacнocти «зaкипaния» тopмoзoв в caмый нeпoдxoдящий мoмeнт, влaгa в тopмoзнoй жидкocти cпocoбcтвyeт пoявлeнию кoppoзии нa цилиндpax, a нa мopoзe мoжeт cтaть пpичинoй oбpaзoвaния лeдяныx пpoбoк в тopмoзнoй cиcтeмe. Ceгoдня бoльшинcтвo aвтoпpoизвoдитeлeй peкoмeндyют пoлнocтью мeнять тopмoзнyю жидкocть oдин paз в двa гoдa или пocлe пpoбeгa кaждыx 40 – 50 тыc. км.

ВЯЗКОСТЬ — важный показатель в условиях зимы, он не должен превышать 1800 мм2/с. Вязкость должна быть не выше нормируемых значений иначе нарушится текучестьжидкости через очень тонкие гидравлические каналы тормозной системы, что приведет к снижению быстрого действия или даже отказу тормозов.

Чрезмерное загустевание жидкости при низких температурах может привести к замедлению реакции и снижению эффективности работы (вплоть до полного блокирования) тормозной системы. При выборе тормозной жидкости необходимо учитывать предельные зимние температуры, характерные для данной климатической зоны.

Самым опасным является случай, когда в пути температура окружающей среды падает до критических значений (-30°С и ниже). При этом некачественная, неправильно подобранная или уже отработавшая свой срок тормозная жидкость может застыть в магистралях тормозной системы прямо во время движения, что приведет к полному отказу тормозной системы.

Подобное может произойти также при выезде из относительно теплого гаража на сильный мороз.

Пониженная вязкость при высоких температурах приводит к снижению толщины пленки до значений, недостаточных для нормальной смазки и может вызвать протечки в рабочих цилиндрах. При этом происходит замедленное, неравномерное затормаживание, а также износ и снижение срока службы подвижных элементов системы.

Следующий важный показатель – это pH. Если значение pH ниже 7.0, то возникает риск коррозии черных металлов, а при значении pH выше 11.5 коррозии подвергаются алюминиевые сплавы. Оба вида коррозии ведут к снижению эффективности и быстродействия тормозов.

К сожалению, для автомобилистов, в России нет единого стандарта, регламентирующего качество тормозной жидкости.

Отечественные производители тормозной жидкости работают по собственным техническим условиям, ориентируясь на стандарты, принятые в странах Европы и США:

  • FMVSS 116 — FMVSS norms (Federal Motor Vehicle Safety Standard) — Американский Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей;
  • ISO 4925 — ISO (International Organization for Standardization) — Международная организация по стандартизации;
  • SAE J 1703 /1704 — SAE (Society of Automotive Engineers, Inc.) — Общество автомобильных инженеров;
  • JIS K 2233- JIS (Japanese Industrial Standard) Японский промышленный стандарт.

На рынке России и стран СНГ представлено множество марок тормозных жидкостей, производители которых заявляют, что данный продукт отвечает всем требованиям, предъявляемым к классу Dot4. Но из-за отсутствия государственного стандарта качество тормозной жидкости остается на совести производителя, который, в целях получить больше выгоды, может существенно сэкономить на качестве продукта.

С развитием технологий автомобилестроения повышаются требования к тормозным жидкостям. Введение в конструкцию тормозов системы ABS приводит к введению нового стандарта class 6. На российском рынке такому стандарту соответствует только тормозная жидкость марки ROSDOT, производитель ООО «Тосол-Синтез-Инвест».

  1. Для того чтобы избежать проблем с тормозной системой, следует соблюдать ряд простых правил:— Необходимо периодически проверять уровень тормозной жидкости в расширительном бачке, а также своевременно производить замену
  2. — Стандартный диапазон замены – 2 года или 40 000 км пробега
  3. — Применять только качественные тормозные жидкости, одобренные автопроизводителями
  4. — Самостоятельно проверять качество тормозной жидкости. Жидкость должна быть прозрачной, однородной и без осадка— Тормозную жидкость нужно менять полностью
  5. — Не допускается смешивать тормозные жидкости на минеральной и гликолевой основе

— Не рекомендуется использовать тормозную жидкость из упаковки, открытой более 6 месяцев.

Также в некоторых автосервисах можно проверить температуру кипения тормозной жидкости с помощью специального индикатора.

Конечно, подобные способы проверки не воссоздают реальных условий эксплуатации, но пренебрегать ими не стоит, так как более точные результаты можно получить только при испытаниях в лаборатории.

Соблюдая эти простые правила, вы сможете избежать серьезных проблем, которые угрожают безопасности вашего движения: отказ тормозов из-за превышенного содержания влаги в тормозной жидкости; работа тормозов с задержкой из-за высокой вязкости при низкой температуре; износ деталей тормозной системы; коррозия черных металлов и алюминиевых сплавов в модулях тормозной системы; нарушение герметичности тормозной системы; неэффективная работа системы электронной помощи при торможении

Зачем менять тормозную жидкость, если тормоза в порядке?

Говоря о техническом обслуживании, мы часто забываем, что помимо замены моторного масла и фильтров, сервисная книжка предписывает проводить множество других полезных операций. 

Как узнать, что пора менять тормозную жидкость и зачем это делать?

Зачем меняют «тормозуху»?

Часто встречаются автолюбители, гордо заявляющие, что они за 10 лет пользования автомобилем только меняли масло. То, что у них не произошло ДТП по вине отказавших тормозов – скорее стечение обстоятельств и эксплуатация авто с малой загрузкой на равнине.

Если долго не менять тормозную жидкость: 

  • Изнашиваются (пусть практически незаметно) поршни в цилиндрах  — со временем от грязи они начинают подклинивать, износ увеличивается. 
  • Со временем тормозная жидкость накапливает влагу и продукты износа манжет. 
  • Влага, попавшая в гидропривод, понижает температуру кипения и способствует возникновению коррозии.

Если автомобиль используется, чтобы доехать до сельского магазина – он может и 20 лет обходиться без замены. Но когда вы собрались летом на море и планируете проехать с прицепом по горным серпантинам – тут надо быть начеку. 

Чтобы педаль тормоза не провалилась в самый неподходящий момент от закипания тормозной жидкости, её требуется вовремя менять. Инструкцией указан интервал – от двух до четырёх лет, в зависимости от модели автомобиля.

Некоторые производители не пишут конкретный срок замены. Иногда контролем занимается бортовой компьютер, который предупредит о необходимости расширенного обслуживания.

Замена тормозной жидкости

На машинах без антиблокировочной системы тормозов и сопряженных с ней помощников стабилизации пользователь может самостоятельно поменять жидкость. Для этого понадобится ассистент, или крышка-переходник на бачок главного цилиндра. Прокачиваем тормоза от дальнего (заднего правого колеса) к ближнему (левому переднему), до появления однородной струи светлого цвета.

Заранее закупите требуемое количество расходных материалов (обычно ёмкость системы около 1 литра), а также приготовьте инструмент – специальные ключи для отворачивания штуцеров прокачки, пластиковую банку и прозрачную трубку. Использование рожковых ключей крайне нежелательно из-за риска повредить грани.

В случае с современной сложной системой ABS, может потребоваться диагностический компьютер для включения насоса. В этом случае придётся воспользоваться услугами автосервиса.

Какую ТЖ выбрать?

Однозначно – ту, которая указана в инструкции. Здесь лучшее – враг хорошего. Если (как у большинства современных машин) у вас залита DOT-4 на основе гликоля, то и на замену стоит брать такую же. DOT-5 несовместима, т.к. содержит силиконовую основу.

Зачем менять тормозную жидкость, если тормоза в порядке?

В случае, когда душа требует перемен, и наблюдается излишек финансов – можно заказать «спортсменскую» DOT 5.1. Можно будет похвастаться друзьям, что у вас «тормозуха» не закипит при экстренном торможении со скорости 280 км/ч.

Если в ваш грузовик, Москвич или старую Волгу залита DOT-3, при необходимости её можно заменить на DOT-4. 

В случае с раритетными авто вы можете столкнуться с тормозной жидкостью красного цвета на касторово-спиртовой основе – БСК. Её менять на современные не стоит. К тому же она несовместима ни с одной из современных ТЖ.

Вывод:

Замена жидкости привода тормозов – не прихоть сервисменов, а необходимость для безопасного вождения автомобиля. Своевременное обслуживание добавит уверенности в своём автомобиле, особенно в главном его компоненте – тормозной системе.

Зачем нужно менять тормозную жидкость

Для того чтобы не обращаться в автосервис по любому вопросу и не тратить лишние деньги, каждый автовладелец должен иметь представление о тактико-технических характеристиках своего «железного коня» и периодичности замены различных компонентов: тормозных дисков, колодок, сервисных жидкостей. Водители-новички часто интересуются: зачем нужна замена тормозной жидкости, с какой периодичностью и как именно ее следует менять? Информацию об этом вы найдете в данной публикации.

Зачем менять тормозную жидкость, если тормоза в порядке?

За счет тормозной жидкости обеспечивается трансляция усилия от педали тормоза к колесным тормозным механизмам. Качество этой жидкости нужно контролировать в обязательном порядке, иначе при отказе тормозов не избежать аварии.

Зачем менять тормозную жидкость?

Менять тормозную жидкость необходимо по нескольким причинам. К ним относятся:

  • неисправность тормозной системы;
  • гигроскопичность тормозной жидкости;
  • смешивание тормозных жидкостей в безвыходной ситуации.

Каждая из причин влияет на безопасность движения и, соответственно, безопасность водителя и пассажиров.

При повреждении системы торможения жидкость вытекает. В этом случае необходимо начинать с диагностики авто, затем устранять неисправность и производить замену тормозной жидкости.

Тормозная жидкость – наиболее важный рабочий компонент, применяемый в автомобиле. Она обладает свойством поглощать влагу. Влага, несмотря на то, что тормозная система считается замкнутой, попадает в нее вместе с воздухом.

Торможение автомобиля сопровождается выделением большого количества тепловой энергии, в результате жидкость может закипеть. При кипении появляются пузырьки из пара и воздуха. Соединяясь, мелкие пузырьки становятся крупными и образуют пробки пара. Это объясняется его свойством сжиматься.

Если нажать на педаль тормоза во время сжатия паровой фазы, усилие к узлам тормозной системы передаваться не будет.

Это связано с переливанием части жидкости в резервную емкость и невозможностью обеспечения нужного давления оставшейся жидкостью. В данной ситуации говорят о «проваливании» педали тормоза.

Поэтому качество тормозной жидкости напрямую влияет на эффективность и безопасность работы тормозной системы.

Основным параметром, определяющим качество тормозной жидкости, можно назвать температуру кипения.

Этому компоненту приходится работать при большом разбросе температур: от -40 °C при сильном холоде до +220 °C во время резкого торможения.

В условиях езды по городу жидкость нагревается до +150 °C, при перемещении с прицепом и агрессивной езде – до 180 °C. Эти условия считаются достаточно тяжелыми.

Кроме этого, влага в тормозной жидкости способствует образованию на цилиндрах коррозии, а на морозе в системе торможения могут появляться пробки изо льда.

Также важнейшим фактором условиях мороза является вязкость тормозной жидкости. Ее значение не должно превышать 1800 мм²/с. При превышении нормы жидкость плохо проходит через довольно тонкие каналы системы торможения.

Это грозит уменьшением быстродействия и даже несрабатыванием тормозов.

При повышении температуры тормозной жидкости происходит понижение ее вязкости. При этом пленка становится более тонкой и недостаточной для смазки. Это чревато протечкой в рабочих цилиндрах. Тормоза при этом работают медленно и неравномерно, что ведет к снижению срока эксплуатации подвижных компонентов системы.

Когда же температура достигает предельно низких значений, тормозная жидкость загустевает, из-за этого снижается быстродействие, и тормозная система работает менее эффективно. Если в пути температура тормозной жидкости упадет ниже минимального значения, это может привести к отказу тормозов. Нередко это происходит при выезде из теплого гаражного бокса на сильный мороз.

Также к важным качественным показателям тормозной жидкости относится pH. Если он ниже 7,0, риску коррозии подвергаются детали из черных металлов, если выше 11,5 – коррозия может повредить детали из алюминиевых сплавов.

Иногда в безвыходной ситуации при повреждении тормозной системы приходится добавлять тормозную жидкость. Если вы смешиваете тормозные жидкости разных производителей, но идентичные по составу – ничего страшного. Это делать можно, но только с соблюдением определенных правил. Так, категорически не рекомендуется смешивать жидкости на силиконовой, гликолевой или другой основе друг с другом.

Казалось бы, стандарты для производства тормозной жидкости должны быть одинаковыми. Но, к сожалению, в России единых стандартов нет. Многие производители адаптируют свою продукцию под определенные марки авто.

Читайте также:  Как правильно пользоваться АКПП?

Некоторые экономят на определенных компонентах, хотя и заявляют, что их продукция соответствует стандартам класса Dot4.

И даже не переходя границы общих стандартов, принятых в Европе и США, они предлагают тормозные жидкости, несколько отличающиеся по составу.

Тормозные жидкости изготавливаются в соответствии со следующими нормативами:

  • FMVSS 116 – Федеральный норматив США по безопасности автомашин;
  • ISO 4925 – Интернациональная организация по стандартизации;
  • SAE J 703/1704 – Общество авто инженеров;
  • JIS K 2233 – Японский промышленный стандарт.

Для тормозов с ABS разработан новый стандарт тормозной жидкости – class6. Тормозную жидкость, соответствующую данному стандарту, выпускает фирма «Тосол-Синтез-Инвест». Продукт называется ROSDOT.

Также в любой тормозной жидкости содержатся разнообразные присадки. По истечении времени они начинают разлагаться, снижая качество жидкости.

В частности, при применении просроченной тормозной жидкости тормозные манжеты разбухают и начинают течь. Для проверки качества тормозной жидкости используется специальный тестер (индикатор). Такие устройства производят разные компании.

Индикатор можно купить в супермаркете автозапчастей за небольшие деньги или обратиться в автосервис.

Как часто менять тормозную жидкость?

В сервисной книжке авто указываются сроки замены тормозной жидкости. Как правило, это нужно делать один раза в полгода либо после прохождения каждых 40000-50000 км.

При этом на периодичность замены тормозной жидкости наличие электронных систем (АБС) не влияет.

На спортивных машинах (Ламборджини, Мазератти, Феррари) жидкость следует менять еще чаще – после прохождения 10000-15000 км.

Данные значения возникли в результате многолетних расчетов, исследований и испытаний. Эти рекомендации, безусловно, заслуживают внимания. Их несоблюдение может спровоцировать беду.

Одним из свойств тормозной жидкости является гигроскопичность. За 2-3 года эксплуатации транспортного средства она впитывает из атмосферы 2-5 % влаги. Ее температура кипения при этом падает до 145-160 °C. Если температура упадет ниже 130 °C, то тормозную жидкость нужно менять.

Опытные водители не сомневаются в необходимости обязательной замены тормозной жидкости.

Конечно, современные средства обладают температурой кипения +200-260 °C, но не стоит упускать из виду гигроскопичность тормозной жидкости.

Данное свойство является основной причиной, по которой ее приходится менять. Кроме этого, жидкость выбирается с учетом предельных зимних температур, характерных для вашей климатической зоны.

Перед покупкой тормозной жидкости желательно ознакомиться с рекомендации производителя транспортного средства, чтобы компонент оптимально подошел и под условия эксплуатации, и под особенности тормозной системы автомобиля.

Если вы не нашли рекомендаций производителя, указывающих, как часто нужно менять тормозную жидкость, то следуйте советам специалистов.

Посмотрите в паспорт ТС на дату начала использования авто или на спидометр. Менять жидкость на гликолевой основе нужно каждые полгода или после прохождения 40000 км, на силиконовой основе – через пять лет.

Но силиконовые тормозные жидкости используются гораздо реже, чем гликолевые.

О состоянии тормозной жидкости можно судить по ее цвету. Изначально жидкость светло-желтая. Отдельные производители добавляют специальные присадки, из-за чего жидкость приобретает красноватый оттенок. Изменение оттенка служит сигналом к замене тормозной жидкости прежде установленного срока.

Если жидкость стала мутной, или в ней образовался осадок, это говорит о возможном разбалансировании пакета присадок. В результате могут разбухнуть манжеты и сломаться зеркала поршней тормозных цилиндров.

Если вы купили подержанную машину, поменяйте тормозную жидкость обязательно, ведь неизвестно, как бывший владелец следил за состоянием этого авто.

Даже если взглянув в бачок, вы увидели, что тормозная жидкость чистая, остальная система может иметь следы регулярного долива.

К тому же не будет необходимости ломать голову о том, на какой именно тормозной жидкости эксплуатировался этот автомобиль.

Как менять тормозную жидкость?

Проверка качества тормозной жидкости в автомобиле производится при помощи индикатора. Для этого нужно погрузить зонд в жидкость. При нагреве он определит ее температуру и выведет на экран одну из следующих надписей:

  • все в порядке;
  • желательно заменить;
  • срочно заменить.

Анализ производится буквально за несколько минут. Погрешность замера не превышает 3 %, что для бытового прибора считается нормой.

Тормозную жидкость меняют в автосервисе, но сделать это и самостоятельно. Как говорилось выше, допускается долив тормозной жидкости, а в исключительных ситуациях даже смешивание, но с осмотрительностью. Для долива должна использоваться только жидкость, изначально залитая в машину. При неграмотном смешивании тормозных жидкостей в бачке и во всей тормозной системе появляется осадок.

При скоплении в тормозной жидкости воздуха всю систему необходимо прокачать. Воздух удаляется из жидкости через специальные штуцера, которые находятся в тормозных цилиндрах. Если машина не оборудована АБС, прокачать систему можно самостоятельно, только с одним помощником.

Поставьте автомашину на смотровую яму или на ровную площадку. Помощник должен сесть на водительское место и нажимать тормозную педаль. Вы при этом по очереди поконтурно, начиная с колеса, расположенного дальше всех от основного тормозного цилиндра, производите открытие штуцеров и спуск жидкости с воздухом. Это нужно делать, пока не пойдет чистая тормозная жидкость.

И напоследок несколько советов, что нужно делать, чтобы не возникло проблем с тормозной системой:

  1. регулярно проверяйте, сколько в расширительном бачке осталось тормозной жидкости;
  2. меняйте жидкость с соблюдением сроков замены;
  3. используйте проверенные тормозные жидкости, рекомендованные производителями и дилерами;
  4. проверяйте жидкость на предмет однородности, прозрачности, отсутствия осадка;
  5. старайтесь не доливать тормозную жидкость, а заменять в полном объеме;
  6. не смешивайте гликолевые и минеральные жидкости;
  7. используйте тормозную жидкость из упаковки, которую открыли не позже, чем полгода назад;
  8. обращайтесь в автосервис для проверки температуры кипения жидкости с помощью специального тестера.

Соблюдение этих простых правил обеспечит вам хорошую работу тормозов и замедлит износ деталей тормозной системы вследствие коррозии и нарушения герметичности, а также предотвратит неэффективность работы системы электронной помощи при торможении и обеспечит безопасность во время движения. Поэтому забывать о периодичности замены тормозной жидкости нельзя ни в коем случае.

  • Схожий материал
  • 5 возможных причин почему аккумулятор быстро разряжается на авто
  • Плохо крутит стартер: диагностика и устранение причин
  • Простые способы проверки высоковольтных проводов зажигания
  • Зачем нужно менять тормозную жидкость
  • 5 способов проверить амортизаторы автомобиля
  • Вибрация при торможении авто: диагностика своими силами
  • Правила эксплуатации и мойка машины после покраски кузова
  • Кипит аккумулятор: причины и мифы
  • Просадки напряжения ВАЗ и на других автомобилях
  • Подготовка автомобиля к продаже
  • Как лучше настроить магнитолу в автомобиле
  • 10 возможных причин почему хрипят динамики в машине
  • Советы как снизить расход топлива на автомобиле
  • Как правильно подключить любую автомагнитолу к чему угодно
  • Как починить магнитолу своими руками
  • В АКБ одна «банка» не кипит при зарядке
  • Неравномерный износ шин
  • Можно ли не снимая клеммы заряжать аккумулятор – мифы и реальность
  • Как в машине сделать 220 вольт
  • Почему глохнет машина при снятии клеммы с аккумулятора и можно ли так делать

Нужно ли отключать аккумулятор? 10 случаев, когда реально не помешает.

  1. Подключение амперметра в автомобиле
  2. Как правильно отключать и подключать аккумулятор на машине
  3. Плохо ловит радио в машине: возможные причины и способы улучшить прием
  4. Можно ли доливать воду в антифриз: мифы и реальность
  5. 7 способов как подключить телефон к штатной магнитоле автомобиля
  6. 10 причин почему могут греться колеса автомобиля
  7. Можно ли подкрашивать номера на автомобиле
  8. Принцип работы датчиков давления в шинах и их основные разновидности
  9. Срок службы автомобильной резины и как его продлить
  10. Как правильно обкатать автомобиль: мифы и реальность
  11. Разница между 92-м и 95-м бензином – какой лучше заправлять и почему
  12. Как правильно устанавливать светодиоды на машину
  13. Гудит ГУР: причины
  14. Какая самая экономичная скорость на автомобиле и почему
  15. Почему окисляются клеммы на аккумуляторе и как правильно с этим бороться
  16. Почему плохо играет магнитола и как улучшить музыку в машине
  17. Что выбрать – шипованную резину или липучки
  18. Как заряжать кальциевый аккумулятор – мифы и реальность
  19. 10 причин почему машину уводит в сторону
  20. Как и сколько можно хранить бензин в домашних условиях
  21. Обкатка шин – мифы и реальность
  22. Где установить видеорегистратор в машине
  23. Какие диски лучше – литые или штампованные
  24. Полировка кузова своими руками без машинки
  25. Нужно ли заряжать новый автомобильный аккумулятор и как правильно это делать
  26. Установка и подключение второго аккумулятора в машину
  27. История шин Dunlop / Данлоп
  28. Самые большие шины Michelin / Мишлен для карьерных самосвалов

Зачем и как часто нужно менять тормозную жидкость?

11 мая 2021. Категория: Автотехника.

ТЖ (тормозная жидкость) отвечает за самую главную систему автомобиля – тормозную.

Исходя из этого, к составам данного типа предъявляются довольно строгие требования, которые касаются также и периодичности замены жидкости.

«Бывалые» водители прекрасно знают, когда и каким образом лучше всего проводить эту процедуру, но начинающие автолюбители довольно часто пренебрегают этими правилами, не осознавая последствий, которые могут последовать за такой халатностью.

Чтобы раз и навсегда развенчать мифы, о том, что срок годности тормозной жидкости неограничен и ее можно, вообще, никогда не менять, обратимся к фактам.

В чем необходимость?

Но зачем вообще менять тормозную жидкость, что, по сути, и делает ее расходным материалом? Может просто залить ее один раз в систему и забыть?! Так сделать ни в коем случае нельзя по объективным причинам! Рабочая жидкость циркулирует по контуру, обладая своими особыми качествами:

  • Гигроскопичностью – способность впитывать пары влаги из воздуха.
  • Стойкостью в высокой температуре.

Изначально у жидкости практически нулевая влажность, за счет чего порог кипения у нее довольно значительный. Она способна работать в системе под воздействием широкого диапазона – от 200 °C до 260 °C, не закипая.

Почему нужно менять

Вот этот вопрос очень популярный, многие пишут – «почему», «зачем», «а что будет если». Друзья объясняю по полочкам.

Хочется вам этого или нет, но замена должна быть обязательно! ДАЖЕ если вы не ездили на машине (стояла в гараже два года), либо пробег прям вот минимальный. Все равно влага будет поглощаться и температурные свойства даже приличной на первый взгляд «тормозухи» будут совсем не те!

ВАЖНО – вам нужно уяснить, при торможении диски могут разогреваться до 350 – 400 градусов Цельсия, особенно если торможение затяжное. Часть тепла передается в суппорт, а он уже передает тормозным составам. От этого они разогреваются и если в них много воды, они банально закипают.

Так что же происходит – смотрите все дело в сжимаемости и не сжимаемости жидкости.

Пока в ней нет воды, она запакована в бутылке без доступа воздуха, после замены на своем автомобиле она будет работать на все 100%! Нажали на педаль тормоза, она и выдавила поршни суппортов которые сдавили диски либо барабаны – машина встала.

Даже если будет разогрев, то закипания не будет, потому как новая может держать температуры до 260 градусов Цельсия! Принято называть из бутылки – сухой жидкостью, то есть, в ней практически нет воды, также помним — что она не сжимаемая.

После пары лет, влага проникает и напитывает состав, происходит разбавление (такая жидкость называется — увлажненной), температура кипения с 260 градусов падает до 140 – 160! А это критично. Опять та же ситуация катитесь вы с затяжной горы, нажимаете на педаль тормоза диски раскаляются до 350, часть нагрева передается внутрь вот вам и кипение!

Читайте также:  Заделать царапину на коже: ремонт царапин на коже

А чем вообще чревато кипение «тормозухи»? ДА все просто, если она закипает, в ней начинают образовываться пузырьки, получается своеобразная эмульсия. А вот эти пузырьки, по сути состоят из водяного пара, а это газ! А как мы знаем из физики его можно сжать, то есть из несжимаемого состава, превращается в сжимаемый.

На практике вы давите на педаль тормоза, она проваливается почти до пола, а эффективность торможения падает в разы, автомобиль не встает. Вот вам и аварийная ситуация.

Поэтому запоминаем – менять обязательно, как рекомендует ваш производитель либо дилер. От этого все же зависит ваша жизнь.

Думаю 200 – 300 рублей за пол-литровую банку не стоят ваших рисков.

Когда следует проводить процедуру замены тормозной жидкости?

Регулярность определяется производителями автомобилей. Как правило, процедуру следует проводить через каждые 2 года (не реже!). В крайнем случае, стоит ориентироваться по диапазону пробега – от 40 до 60 тысяч км. Все зависит от того, что именно наступит раньше.

Иногда на емкостях с тормозной жидкостью изготовители расходного материала указывают завышенные сроки эксплуатации, что делается в целях рекламы. По этой причине рекомендуется соблюдать рекомендации именно производителей автомобилей. Им лучше знать особенности ТЖ и условия ее работы в контуре.

Если автомобиль уже накатал приличное расстояние, то регулярность смены расходного материала лучше сократить (в разумных пределах). Затраты при этом окажутся небольшими, особенно когда процедура выполняется самостоятельно. Но зато прибавится больше уверенности.

А покупая автомобиль на вторичном рынке, желательно сразу поменять все жидкости, включая тормозной расходный материал. Поскольку на честность в наше суровое время рассчитывать не приходится, то нельзя быть уверенным касательно обслуживания ТС прежним его владельцем. Возможно, он давно не занимался машиной, а поэтому различным «сюрпризам» в таком случае не стоит удивляться.

Более тяжелые условия

Условия эксплуатации транспортных средств играют далеко не последнюю роль. На дорогах разных городов встречаются не только обычные «рядовые» машины, но и автомобили из разряда премиум класса. Сюда же можно отнести и брендовые марки, которые стоят недешево.

Как часто нужно менять ТЖ

В зависимости от типа тормозной системы, условий эксплуатации автомобиля и класса ТЖ, состав меняется с разными интервалами времени. Если речь идет о машинах премиум класса и спорткарах, то в них замена «тормозухи» производится довольно часто – каждые 10 000 – 20 000 километров.

Если температура в системе не превышает 150 градусов, то замена производится каждые 40 тысяч километров пробега. Однако учитывать нужно и класс самого состава. Так как современные ДОТы обладают разной температурой кипения, Например, DOT 3 имеет максимальное значение 205 градусов, а DOT 5 260 градусов.

При этом эти ТЖ изготовлены на разных основах, в результате чего срок годности первой жидкости составляет 2-3 года, а второй – 5 лет.

В некоторых ситуациях требуется внештатная замена ТЖ, об этом будет свидетельствовать ее цвет. Обычно оттенок жидкости колеблется от светло-желтого до светло-коричневого. Исключением являются только составы ДОТ 5 на силиконовой основе, для которых нормальный цвет – это темно-красный.

Если цвет ТЖ остался прежним, то значит состав еще можно использовать, но если вы заметили что она помутнела и в ней появился осадок, то необходимо незамедлительно заменить такую жидкость даже, если вы залили ее месяц назад. В противном случае существует вероятность выхода из строя зеркал поршней тормозных цилиндров и деформации манжет.

Помимо визуального контроля, можно использовать специализированные тестеры, оснащенные так называемыми зондами, которые опускаются в ТЖ. После того как тестер нагревается в течение минуты он показывает результат проверки:

  • если тестер показывает 175 градусов или выше – это означает что состав еще можно использовать;
  • если температура находится в диапазоне от 165 до 175 градусов, то ТЖ допускается к эксплуатации, но только при условии, что последний раз вы ее меняли не более 1 года назад.

Если же тестер показывает менее 165 градусов, то стоит принять меры по замене жидкости как можно быстрее. Сделать это можно самостоятельно.

Типы расходного материала

Тормозной жидкости справедливо предъявляются особые требования касательно тех свойств, которыми должен обладать этот расходный материал. Исходя из этого, создаются различные виды продукта, которые состоят из основы (92-98%) и специальных присадок (2-8%). При этом в продаже можно встретить такие разновидности:

  • Минералка (LHM) – DOT-1, DOT-2.
  • Синтетика с включением полигликолей и эфиров (Hidraulic) — DOT-3, DOT-4, DOT-5,1.
  • Силиконовая синтетика (Silicone base) – DOT 5, DOT 5.1/ABS.

У минералки низкая агрессивность к резине и к тому же у этого материала высокие смазывающие качества. Такая жидкость стоит недорого. Однако из-за ряда недостатков она не находит широкого применения – ее заливают лишь в старые автомобили. Из минусов стоит отметить низкую вязкость при температуре -20 °C и порог кипения.

Благодаря наличию полигликолей и эфиров синтетическая основа обладает куда более улучшенными эксплуатационными свойствами, нежели минеральная жидкость. Только ее главный недостаток кроется в высокой гигроскопичности – чем это оборачивается нам уже известно. Вдобавок это качество способствует развитию коррозионного процесса на металлических деталях гидропривода.

Силиконовое решение – это современный расходный материал, обладающий ценным качеством – жидкость негигроскопична. Однако в силу определенных недостатков материал также применяется в редких случаях.

Жидкость слабо совместима со стандартными резиновыми изделиями и ее нельзя смешивать с предшествующими типами тормозной жидкости. К тому же здесь есть более жесткие требования к прокачке тормозного контура в целях полного удаления воздуха.

Ну и главный минус – высокая стоимость!

Как вода попадает внутрь

НО постойте, а как вода проникает внутрь, ведь крышка на бачке плотно и герметично закрыта, что за чудеса?

И здесь нет никакой мистики. Все дело в том, что при торможении тормозная жидкость разогревается, и опять же из физики она расширяется. Ее уровень в бачке растет, и что его не разорвало в крышке есть специальный клапан, который стравливает давление. Справедливости ради, стоит отметить, иногда давление стравливается напрямую через резьбу.

  Схема подключения прицепа (распиновка розетки фаркопа)

Ночью происходит охлаждение – внутри бачка опять же создается давление только отрицательное, чтобы выровнять его засасывается холодный и ВЛАЖНЫЙ воздух с улицы. Вот вам и прямое попадание влаги внутрь, этот процесс происходит каждую ночь, в любое время года. ЗА пару лет влаги там уже достаточно.

Смешивать или нет – вот в чем вопрос

А теперь стоит коснуться самого главного вопроса – можно ли мешать между собой два, совершено разных продукта? Среди всего многообразия, который присутствует на рынке, а также исходя из классификации тормозной жидкости, все эти продукты можно условно разделить лишь на два основных подвида.

К первой категории относятся ТЖ-гликоли куда относятся такие типы – DOT-3, DOT-4, DOT-5.1. Эти типы допустимо перемешивать между собой в любом соотношении, так как они являются взаимозаменяемыми продуктами.

Но здесь стоит учесть один важный момент (можно провести параллель с употреблением спиртных напитков – не рекомендуется понижать градус) – нежелательно в смесь типа DOT-5.1 добавлять DOT-3.

Что называется «понижать градус» – в этом случае это грозит существенным понижением температурного порога кипения. А если учесть, что DOT-5.1 стоит дороже, нежели DOT-3, кому же захочется их смешивать?

ТЖ-силиконы (DOT-5 и DOT-5.1/ABS) эти продукты уже не сочетаются с другими классами – 3, 4, 5.1! Жидкости этой категории невзаимозаменяемы, поскольку гликоль и силикон – это два разных состава! Также стоит запомнить, что тип DOT-5 и DOT-5.1/ABS также крайне не рекомендуется смешивать. Хоть у этих материалов одна основа, они обладают разными характеристиками и качествами.

Вынужденная мера

Однако может возникнуть непредвиденная ситуация, когда все же придется нарушить правило касательно смешивания разных типов тормозной жидкости. К примеру, водитель вынужден отлучиться в другой город, и возникла определенная проблема – потек суппорт. Конечно, решение есть и в ближайшей автомастерской, узел был восстановлен.

Но тут неожиданно возникает другой нюанс – тормозной жидкости вида DOT-5.1, которая соответствует автомобилю, просто нет в магазинах, да и время поджимает. В такой ситуации допустимо добавить ТЖ DOT-4, но после этого обязательно нужно залить необходимую жидкость.

Признаки замены

Когда педаль теряет свою эффективность или сцепление с дорогой. Фактически, тормозной механизм автомобиля сильно зависит от гидравлической системы давления. Именно тормозное масло помогает поддерживать гидравлическое давление. Замените тормозную жидкость, если педаль тормоза продавливается сильнее нормы.

В случае ее загрязнения при заполнении воздухом тормоза могут стать более мягкими. Если вы чувствуете, что теряете контроль над тормозами, замена тормозной смеси — это все, что вам нужно.

Мое мнение и личный опыт

Я лично делаю замену каждые 2 года — это рекомендуемый период для Mercedes и VW и хорошая практика для всех, кто живет там, где много холмов, гор или влаги.

Таким образом, если автомобиль использует тормоза (гонка, спуск с горы, буксировка или гонка другой машины, спуск с горы и буксировка лодки), эта тормозная жидкость кипит. Вот тогда педаль начинает останавливаться все ниже и ниже, и делаться все мягче и мягче. И в какой-то момент вы можете утратить способность быстро тормозить.

Кроме того, если в жидкости есть вода, она может разъесть все виды металлических деталей в системе, не только в самих тормозах, но также уничтожить и металлические линии на раме и разъемы для резиновых линий, которые зацепляются за жесткие линии и тормозят.

Любой, кто управляет своими автомобилями в таких «соревнованиях», как автокросс, соло, соревнования на время или гонки на колесах, меняет ее перед каждым событием.

Инструкция по замене

Чтобы поменять жидкость в тормозной системе подавляющего большинства автомобилей, достаточно иметь простые инструменты и приспособления:

  • домкрат и ключ для колесных болтов (гаек);
  • ключ накидной размером 8–10 мм для откручивания сливных штуцеров на рабочих цилиндрах;
  • прозрачная трубка того же размера и пластиковая бутылка;
  • шприц медицинский объемом 20 см3.

Условия ведения работ – гараж либо ровная площадка на улице. Когда пришел срок согласно регламенту замены, купите новый состав подходящей марки, привлеките помощника и приступайте к работе в следующем порядке:

  1. Установите и зафиксируйте авто на площадке с помощью противооткатных средств. Ослабьте болты правого заднего колеса и снимите его, подняв машину домкратом.
  2. Поднимите крышку капота, открутите пробку расширительного резервуара. Шприцем вытяните из бачка максимальное количество жидкости.
  3. Долейте новый состав до нормы, попросите помощника занять водительское место.
  4. Захватите штуцер рабочего цилиндра колеса ключом, наденьте трубку и опустите второй конец в открытую бутылку.
  5. Предложите помощнику надавить 5–7 раз педаль тормоза и зафиксировать ее в нажатом состоянии. Отверните ключом патрубок и наблюдайте за истечением старой ТЖ в емкость. Когда струя уменьшится, закрутите штуцер.
  6. Повторите действие несколько раз, наблюдая за уровнем в расширительной емкости и доливая жидкость по мере необходимости. Когда по трубке потечет чистая ТЖ без пузырьков, затяните патрубок и переходите к следующему колесу.

Опорожнять систему и менять через трубку с непрозрачными стенками не следует – так не удастся заметить воздушные пузырьки и течение новой жидкости.

По окончании работ обязательно проверьте тормоза на ходу – после резкого нажатия педали все колеса в автомобиле должны тормозить одновременно.

Если в каком-либо контуре останется воздух, машина станет отклоняться от прямой траектории в момент торможения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector